До конца года в российском фармритейле стоит ожидать старта активных консолидационных процессов

| Новости Новости
До конца года в российском фармритейле стоит ожидать старта активных консолидационных процессов

Российский фармритейл относительно спокойно пережил ажиотажный спрос, который стал наиболее ярким проявлением кризиса в связи с событиями на Украине. Помимо взрывного роста выручки розница неплохо себя чувствовала и в отношении инфраструктурной составляющей, так по состоянию на 1 апреля 2022 г. общее количество аптечных учреждений в нашей стране достигло 72,2 тыс. точек. Отрасль установила абсолютный исторический рекорд, текущие показатели более чем на 3 тыс. точек выше предыдущих максимумов.

Фармрынок и ранее часто воспринимался внешними наблюдателями, как своеобразный «остров стабильности», достаточно вспомнить целый ряд удачных и не очень попыток «поиграть» здесь со стороны продуктовых ритейлеров. В текущих обстоятельствах, когда фармотрасли в значительной степени удаётся оставаться в стороне от санкционных ограничений, это убеждение перерастает в уверенность. Соответственно растёт и число интересантов, скажем о желании развивать аптечное направление заявили сети парфюмерии и косметики «Л’Этуаль» и «Золотое Яблоко». 

Между тем, ситуация в рознице отнюдь не такая благостная, как может показаться на первый взгляд. И дело даже не только в том, что после ажиотажа отрасли приходится переживать падение спроса, как раз это ни для кого неожиданностью не было. Проблема кроется в глобальном пересмотре условий взаимоотношений производителей и дистрибьюторов с розничным звеном. Фармрынок хоть и в меньшей степени, но всё равно сталкивается с определённым дефицитом ликвидности, но тут, конечно, вопрос не в физическом отсутствии товара.

А вот условия работы поставщиков с партнёрами уже начали трансформироваться и прежде всего речь идёт о сокращении отсрочек платежа, а также о привязке параметров отсрочки к закупочной цене. Конечно, ритейл едва ли придёт к тотальной модели работы по предоплате, в текущих условиях это бы означало лавинообразное закрытие аптек, но то, что сейчас формируются условия для довольно жёсткой приоритизации в отношениях с партнёрами неоспоримый факт. Розница становится рынком поставщика, а ритейлеры не просто теряют инструменты давления на партнёров, фактически производитель близок к тому, что может «назначать» уровень маржинальности этого сектора рынка.

Конечно, ни о каком тотальном заходе на рынок «новичков» в подобных условиях речи быть не может просто технически. Так же пока объективно нет оснований предполагать, что розница к осени столкнётся с чередой массовых банкротств, но то, что процессы консолидации на рынке получат новые стимулы для развития, наверное, никто опровергать не будет. Вопрос только в том, насколько быстрым он будет и как далеко способен зайти.

Источник: RNC Pharma