В ГОСДУМЕ РАЗРАБАТЫВАЮТ ПРАВОВУЮ БАЗУ ДЛЯ РИСК-ШЕРИНГА И ДРУГИХ ФОРМАТОВ СОГЛАШЕНИЙ ГОСЗАКАЗЧИКОВ С ФАРМПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ

02 марта 2020 г. | Нормативно-правовая база
В ГОСДУМЕ РАЗРАБАТЫВАЮТ ПРАВОВУЮ БАЗУ ДЛЯ РИСК-ШЕРИНГА И ДРУГИХ ФОРМАТОВ СОГЛАШЕНИЙ ГОСЗАКАЗЧИКОВ С ФАРМПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ
Член межфракционной рабочей группы Госдумы РФ по совершенствованию законодательства в сфере лекарственного обеспечения Айрат Фаррахов рассказал Vademecum о поручении его подгруппе разработать правовую базу, которая позволила бы госструктурам заключать соглашения с производителями и закупать лекарства в обход требований ФЗ-44 «О контрактной системе». Речь идет о риск-шеринге, кост-шеринге и иных договорных формах.

Новый приказ Минздрава РФ о формировании начальной максимальной цены контракта (НМЦК) не устраняет рисков срыва аукционов на закупку лекарств и в 2020 году, считают опрошенные рабочей группой Фаррахова представители регионов, пациентских и экспертных организаций (Всероссийский союз пациентов, Институт госзакупок, проект ОНФ «За честные закупки»).

Порядок расчета НМЦК был изменен в конце 2017 года, после вступления в силу приказа Минздрава РФ №871н. С этого момента заказчики должны были выбирать минимальное значение из рассчитанных по четырем методикам показателей, включая референтные цены. В результате в 2019 году около четверти объявленных аукционов не состоялись. Например, из-за слишком низкой начальной цены поставщики трижды не заявлялись на аукцион на поставку ламивудина, из-за чего возник риск дефицита этого АРВ-препарата.

С января 2020 года начал действовать новый приказ Минздрава №1064н с обновленным порядком расчета НМЦК. Но принцип выбора минимального значения остался прежним, уточнены были лишь некоторые частные детали – например, как рассчитывать цену при переобъявлении аукциона.

«Основные концептуальные проблемы предыдущего приказа не исчезли. Ситуация может улучшиться только благодаря принятым в 2019 году нововведениям в ФЗ-44», – пояснил Фаррахов. Сумма контракта по закупкам препаратов по медицинским показаниям увеличена до 1 млн рублей, сокращены сроки проведения аукционов. Обсуждаются и другие изменения, например, сокращение способов закупок с 11 до трех возможных – конкурс, аукцион, запрос котировок, требование по предквалификации участников.

«Надо искать иную форму, нежели текущий способ определения НМЦК. К сожалению, закупки лекарств по ФЗ-44 влекут за собой множество проблем, которые отражаются на пациентах, ждущих лекарства. И надо думать, каким образом работать вне этого закона – в ином правовом поле, искать иные формы и методы, которые позволили бы максимально эффективно использовать бюджетные деньги – это различные договорные конструкции с производителями. По крайней мере, это стимулировало бы более эффективно расходовать бюджетные деньги, позволило бы работать над привлечением инвестиций, потому что вопрос защиты интеллектуальной собственности стоит в отрасли особо остро», – сказал Фаррахов.

В ходе совещания межфракционой рабочей группы 20 февраля ее руководитель Андрей Исаев поручил подгруппе Фаррахова сконцентрироваться на подготовке законопроекта, регулирующего госзакупки лекарств. Будет ли это отдельная глава в существующем законе или отдельный законодательный акт, решится в процессе работы с правительством, сказал Исаев.

Обсуждение эффективности существующей системы закупок лекарств последовало за обращением, поступившим в января 2020 года в адрес депутатов Андрея Исаева и Александра Петрова от Ассоциации фармпроизводителей Евразийского экономического союза. В запросе ассоциации говорится об опасениях, связанных со вступлением в силу приказа Минздрава №1064н. Принятие документа увеличит риск умножения количества несостоявшихся торгов из-за необходимости брать в расчет минимальную цену из ГРЛС, говорится в обращении. Также это будет способствовать росту доли иностранных производителей в поставках. «Для ряда иностранных компаний, например, из Индии и Китая, предоставление минимальной цены является возможностью входа на российский рынок», – объяснил председатель правления ассоциации Дмитрий Чагин.